совместный проект
Эльгараскрываеткарты
Компания «Эльга», управляющая комплексом активов по добыче и транспортировке угля на Дальнем Востоке, строит железную дорогу к Тихому океану.
Следим за одним из самых масштабных проектов страны на интерактивной карте.
Республика
Саха (Якутия)
Хабаровский
край
Амурская
область
эльга
порт
эльга
БАМ
улак
БАМ
БАМ
ТЖД
Хабаровский край
  • Порт Эльга
  • Тихоокеанская железная дорога
Республика Саха (Якутия)
  • Эльгинский разрез
  • ГОК Эльга
  • Ж/д ветка Эльга-Улак
  • Тихоокеанская железная дорога
Амурская область
  • Ж/д ветка Эльга-Улак
Хотите прикоснуться к истории и стать участником самой масштабной стройки страны?
Отвечайте на вопросы о Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) и прокладывайте рельсы по неизведанным местам Якутии и Хабаровского края. Каждый правильный ответ откроет участок пути до следующей станции. Счастливой дороги!
1
≈1300 км
общая протяженность железной дороги, принадлежащей «Эльге», после строительства ТЖД
2
626 км
итоговая длина ТЖД с учетом разъездов и станций
3
18 пар
грузовых поездов в сутки — ожидаемый суточный трафик
4
30 млн тонн угля
планируемая пропускная способность ТЖД
5
4 причала
для приема и одновременной загрузки судов
1
ТЖД — самая длинная частная железная дорога в России
Ее протяженность составит 531 км, она соединит Эльгинское месторождение и порт в Охотском море. С учетом разъездов и станций «развернутая» длина достигнет 626 км. Это рекорд среди железнодорожных веток в России, которые построены полностью за счет частных инвестиций.
Читать статью
2
Стройка
≈ 4 000работников заняты в проекте
> 550единиц техники задействовано в земляных работах
≈ 50 000 тоннматериалов верхнего строения пути закуплено для возведения полотна

В том числе закуплено 453 тыс. шпал и 7,5 тыс. тонн водопропускных труб
≈ 55 000 тоннгрузов компания доставила на мыс Манорский в навигационный период 2022 года
146 600 000 000 ₽суммарный объем инвестиций
Результат
626 кмжелезной дороги с учетом разъездов и станций
2 станциина побережье и одна промежуточная
18 разъездов
18 паргрузовых поездов в сутки — ожидаемый суточный трафик
15 локомотивов
1 200вагонов в подвижном составе
3
4000 вахтовых рабочих заняты в строительстве ТЖД
Такое количество проектировщиков, инженеров, строителей и других специалистов сейчас посменно трудится на участках будущей железной дороги. Все они — сотрудники дочерней компании «Эльга-Строй» и пяти подрядных организаций.
Другие цифры проекта
4
Конечная остановка — порт Эльга
Груженные углем составы будут прибывать в угольный морской терминал «Порт Эльга» в Охотском море. Он расположится в районе мыса Манорский и сможет принимать на загрузку до 4 судов одновременно (2 причала для приема судов дедвейтом до 55 тыс. тонн и 2 причала для приема судов дедвейтом до 85 тыс. тонн). Порт также строит компания ЭЛСИ.
5
Навигация на Удской губе 24/7
С июня по начало декабря суда могут добраться до мыса Манорский. За этот период компания успевает доставить в будущий порт несколько десятков тысяч тонн грузов, необходимых для строительства железнодорожной ветки.
6
30 млн т в год — пропускная способность Эльга — Улак
Частная железная дорога Эльга — Улак позволяет отправлять грузовые поезда от Эльгинского месторождения до станции Улак на БАМе. Пропускная способность ветки максимально увеличилась с 4 до 30 млн т благодаря ее модернизации, которая проходила в пять этапов и успешно завершилась в 2022 году.
Другие цифры проекта
7
Якутия и Хабаровский край — зона вечной мерзлоты
Вечная, или многолетняя мерзлота — верхняя часть земной коры, температура которой долгое время не поднимается выше 0 ºC даже летом. Это крайне сложные условия не только для строительства, но и для жизни. В регионах, через которые пройдет ТЖД, зима длится фактически полгода. Температура в это время опускается до −55 ºC, а по ночам еще ниже. Из-за этого глубина промерзания почвы может доходить до 2,5 м.
8
Специалисты со всей страны
В строительстве ТЖД принимают участие специалисты со всей России, от Владивостока до Калининграда. Работа идет вахтовым методом. Несмотря на удаленность от цивилизации и жесткие условия Крайнего Севера, для строителей созданы все необходимые условия. Они проживают в специально оборудованных мобильных вахтовых поселках, где есть отопление, централизованное горячее питание и прочие удобства. Основная сложность — это доставка людей к месту работы. К примеру, на участок со стороны залива строителей доставляют на вертолетах.
9
БАМ: 4000 км вглубь Дальнего Востока
Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, которая протянулась на 4324 км от Тайшета до Советской гавани на берегу Японского моря. Рельсы БАМа проходят через 11 полноводных рек, включая Амур и Лену, пересекают семь крупных горных хребтов и почти 60 км идут вдоль северного берега Байкала.
1
Эльга означает «ведущий за собой»
Угольное месторождение, поселок, ж/д станция и будущий порт в Охотском море названы по имени местной реки Эльга. Это слово происходит от эвенкийского «элгэ», что означает «вести за собой».
2
Люди заселили Якутию более 6 тысяч лет назад
Несмотря на суровый климат, стоянки древних людей появились на территории республики еще в период палеолита — более 300 тысяч лет назад. А первые поселения Homo sapiens в Якутии возникли, по разным оценкам, от 6 до 10 тысячелетий назад.
3
От открытия угля на Эльге до его первой добычи прошло 30 лет
Эльгинское месторождение — это часть Токинского угленосного района, который, в свою очередь, включен в Южно-Якутский угольный бассейн. Оно было разведано еще в 1981-м году, но из-за сложностей с логистикой добыча угля началась только в 2011 году. Сейчас это крупнейшее месторождение коксующегося угля в России.
4
Эвенки — аристократы Севера
Именно так этот коренной малочисленный народ называют этнографы за необычайно красочные национальные наряды. Эвенки одеваются в «тунгусские фраки» — шубы из оленьей шкуры, богато украшенные росписью, вышивкой и бисером. Этот коренной малочисленный народ сейчас проживает на Дальнем Востоке, компания «Эльга» поддерживает сохранение его культуры и традиций.
5
Вторая по длине частная ж/д ветка тоже принадлежит «Эльге»
Сейчас связь Эльгинского разреза с внешним миром проходит по ветке Улак — Эльга. Это 386 км путей, которые соединяют месторождение с БАМ. Ветку построили в 2012 году после начала добычи угля, а буквально в конце 2022 года модернизировали, увеличив пропускную способность в 5 раз.
6
Большое Токко — озеро из ледникового периода
Это уникальное озеро находится на территории Республики Саха (Якутия). Оно образовалось в результате схода ледника более 2 млн лет назад и из-за абсолютно непроходимой местности вокруг сохранилось почти в первозданном виде. Его состав воды и донные отложения — ценнейший материал для научных исследований.
7
В Тугуро-Чумиканском районе нет ни одного города
Через этот отдаленный район Хабаровского края пройдет основная часть Тихоокеанской железной дороги. Несмотря на то, что по площади регион можно сравнить со средним европейским государством, это настолько суровый край, что там проживает всего около 1500 человек в пяти сельских поселениях.
8
Нерюнгри — «река тысячи хариусов»
Именно так с эвенкийского переводится название ближайшего к месторождению крупного города. Но «ближайший» для этого региона — понятие относительное: Нерюнгри находится в 415 км к западу. Хариусы там действительно водятся, и эти рыбы даже изображены на гербе города.
9
Удскую губу открыл казак Иван Москвитин
Удская губа — залив в Охотском море, на одном из мысов которого строится порт Эльга, конечная станция ТЖД. В XVII веке здесь проходил путь знаменитой казачьей экспедиции Ивана Москвитина, которого считают первым из европейцев, вышедшим к берегам Тихого океана.
10
Шантарские острова — лучшее место для наблюдения за китами
Архипелаг из 15 островов — это единственное место в России, где можно увидеть гренландского кита. Причем для этого даже необязательно выходить в море — киты подплывают почти к самому берегу. Поэтому острова стали очень популярными у туристов.
470 км
ТЖД уже построено
626 км
с учетом разъездов и станций
285 км
со стороны Эльги
185 км
со стороны мыса Манорский
эльга
порт эльга
Дорога новостей