Несмотря на суровый климат, стоянки древних людей появились на территории республики еще в период палеолита — более 300 тысяч лет назад. А первые поселения Homo sapiens в Якутии возникли, по разным оценкам, от 6 до 10 тысячелетий назад.
3
От открытия угля на Эльге до его первой добычи прошло 30 лет
Эльгинское месторождение — это часть Токинского угленосного района, который, в свою очередь, включен в Южно-Якутский угольный бассейн. Оно было разведано еще в 1981-м году, но из-за сложностей с логистикой добыча угля началась только в 2011 году. Сейчас это крупнейшее месторождение коксующегося угля в России.
4
Эвенки — аристократы Севера
Именно так этот коренной малочисленный народ называют этнографы за необычайно красочные национальные наряды. Эвенки одеваются в «тунгусские фраки» — шубы из оленьей шкуры, богато украшенные росписью, вышивкой и бисером. Этот коренной малочисленный народ сейчас проживает на Дальнем Востоке, компания «Эльга» поддерживает сохранение его культуры и традиций.
5
Вторая по длине частная ж/д ветка тоже принадлежит «Эльге»
Сейчас связь Эльгинского разреза с внешним миром проходит по ветке Улак — Эльга. Это 386 км путей, которые соединяют месторождение с БАМ. Ветку построили в 2012 году после начала добычи угля, а буквально в конце 2022 года модернизировали, увеличив пропускную способность в 5 раз.
6
Большое Токко — озеро из ледникового периода
Это уникальное озеро находится на территории Республики Саха (Якутия). Оно образовалось в результате схода ледника более 2 млн лет назад и из-за абсолютно непроходимой местности вокруг сохранилось почти в первозданном виде. Его состав воды и донные отложения — ценнейший материал для научных исследований.
7
В Тугуро-Чумиканском районе нет ни одного города
Через этот отдаленный район Хабаровского края пройдет основная часть Тихоокеанской железной дороги. Несмотря на то, что по площади регион можно сравнить со средним европейским государством, это настолько суровый край, что там проживает всего около 1500 человек в пяти сельских поселениях.
8
Нерюнгри — «река тысячи хариусов»
Именно так с эвенкийского переводится название ближайшего к месторождению крупного города. Но «ближайший» для этого региона — понятие относительное: Нерюнгри находится в 415 км к западу. Хариусы там действительно водятся, и эти рыбы даже изображены на гербе города.
9
Удскую губу открыл казак Иван Москвитин
Удская губа — залив в Охотском море, на одном из мысов которого строится порт Эльга, конечная станция ТЖД. В XVII веке здесь проходил путь знаменитой казачьей экспедиции Ивана Москвитина, которого считают первым из европейцев, вышедшим к берегам Тихого океана.
10
Шантарские острова — лучшее место для наблюдения за китами
Архипелаг из 15 островов — это единственное место в России, где можно увидеть гренландского кита. Причем для этого даже необязательно выходить в море — киты подплывают почти к самому берегу. Поэтому острова стали очень популярными у туристов.
Два железнодорожных моста за полгода — такими темпами продвигается строительство самой крупной частной ж/д ветки в России. На ТЖД в рекордные сроки завершили возведение четырехпролетных мостов и к середине лета планируют построить третий. Мосты считаются одними из самых сложных сооружений, но здесь стройка шла даже зимой в шестидесятиградусный мороз.
Рубеж в 100 км пройден
Строители ТЖД успешно преодолели знаковую отметку в 100 км. К началу апреля построено 112 км полотна: со стороны Эльгинского угольного месторождения пройдено 85 км, со стороны мыса Манорский — 27 км.
ЭЛСИ на 94 км ближе к цели
К 1 марта построено 94 км ТЖД. Со стороны Эльгинского угольного комплекса уложено 67 км, со стороны мыса Манорский в Хабаровском крае — 27 км.
Поставка материалов идет по готовому участку ТЖД
По уложенным ж/д путям начался завоз материалов для дальнейшего строительства Тихоокеанской железной дороги с последующей перегрузкой в автотранспорт на 2-м разъезде в районе 53-го километра. Это позволяет существенно сократить время подвоза материалов для укладки рельсошпальной решетки.
По ТЖД проехал первый тепловоз
В декабре 2022 года тепловоз с мыса Манорский совершил первый пробный проезд по готовым 25 км дороги. Локомотив шел с краном КЖ, который нужен для укладки звеньев рельсошпальной решетки на ж/д полотно.
В январе 2023 года осуществлен аналогичный проезд по 50 км железной дороги от Эльгинского комплекса. Тепловоз двигался в составе с девятью хоппер-дозаторами — вагонами, которые используются для балластировки ж/д пути.
В строительстве ТЖД задействованы 4 000 человек
Около 4000 человек строят Тихоокеанскую железную дорогу. Это сотрудники дочерней компании «Эльга-Строй» и пяти подрядных организаций. Перед началом строительства ЭЛСИ не нашла ни одной крупной строительной компании, которая смогла бы оперативно взяться за такой масштабный проект, и решила создать собственную. Руководству «Эльга-Строй» удалось в сжатые сроки укомплектовать штат и найти технику для стройки. Первую тысячу специалистов набрали буквально за два-три месяца, потом был набран остальной штат.
«Порт Эльга» прошел экологическую экспертизу
Экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы согласовала начальные работы по строительству морского терминала «Порт Эльга» на мысе Манорский. Эксперты отметили, что проектная документация полностью отвечает всем требованиям по охране окружающей среды. «Порт Эльга» станет конечной точкой ТЖД на побережье Охотского моря.
Началась укладка железнодорожного пути
Железнодорожный путь начали укладывать сразу с двух направлений: со стороны Эльгинского месторождения и со стороны мыса Манорский на побережье Охотского моря. После завершения строительства ТЖД станет самой длинной частной ж/д веткой в стране.
Принято решение о строительстве Тихоокеанской железной дороги
ТЖД пройдет по территории Якутии и Хабаровского края и соединит Эльгинское угольное месторождение с морским угольным терминалом «Порт Эльга». Протяженность ТЖД вместе с разъездами и станциями составит 626 км. Объект будет введен в эксплуатацию в 2026 году. ТЖД обеспечит стабильный поток продукции компании ЭЛСИ в восточном направлении. Инвестиции в проект — 100% частные.
Проект ТЖД впервые представили на правительственном совещании
Предложение по строительству Тихоокеанской ветки было публично озвучено на совещании президента России с членами правительства. Необходимость в новой железной дороге на восток объяснили планами увеличить объемы добычи эльгинского угля и несоразмерной им пропускной способностью БАМа.
Строительство ТЖД дошло до 147-го километра
Строительство Тихоокеанской железной дороги — самой крупной частной железной дороги в России — дошло до 147-го километра со стороны Эльгинского месторождения. На площадке идет расчистка территории и обустройство вахтового городка. В течение нескольких дней начнутся работы по отсыпке земляного полотна железной дороги
Президенту представили промежуточные итоги строительства ТЖД
Об актуальном статусе проекта Владимиру Путину рассказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. По его словам, ТЖД сегодня — это главный инфраструктурный проект на территории Хабаровского края со значительным объемом инвестиций.
«В 2024 году заканчиваем железную дорогу, заканчиваем строительство порта. 30 миллионов тонн угля повезём из Якутии. И компания (ЭЛСИ — прим. ред.) освободит свои занятые сегодня провозные мощности на БАМе и Транссибе. Двойной эффект», — добавил Дегтярев.
Глава Якутии на встрече с президентом РФ высоко оценил темпы развития ЭЛСИ
«Эльгауголь» — наиболее эффективно работающая угледобывающая компания в регионе. Об этом глава Якутии Айсен Николаев сообщил президенту России Владимиру Путину. Глава региона обозначил важность перспективных проектов, которые ЭЛСИ реализует в Якутии и Хабаровском крае: строительство частной Тихоокеанской железной дороги и глубоководного морского терминала «Порт Эльга» мощностью 30 млн т. Динамичное развитие логистической инфраструктуры необходимо для стабильного вывоза востребованной продукции компании в страны АТР. «Я считаю, что это самая крупная промышленная стройка у нас в стране», — подытожил Николаев.
На ТЖД будут использовать уникальную систему управления перевозками
На Тихоокеанской железной дороге поэтапно внедрят систему автоматизации процессов мониторинга, управления и организации перевозок. Такая система — АСУ «Эльга-Транс» — полноценно работает на ж/д линии Эльга-Улак.
Поездная обстановка отображается на интерактивной карте в режиме реального времени: ж/д путь, разъезды, пункты погрузки и разгрузки, составы и локомотивы. Диспетчер онлайн получает информацию по десяткам параметров: номер поезда и локомотива, ж/д координаты, скорость, количество вагонов, общий вес угля, техническое состояние локомотива.
Машинисты на мониторе локомотивной системы информирования видят, на каком расстоянии и с какой скоростью движутся поезда на пути следования. Использование локомотивной системы информирования повышает безопасность движения: она предупреждает об опасных участках, необходимости снизить скорость или остановить локомотив. Если машинист не реагирует, система сама остановит поезд. В случае опасного встречного движения поездов система безопасности способна остановить оба поезда.
АСУ «Эльга-Транс» построена на базе цифрового комплекса «Система взаимодействия с локомотивом». Она аккумулирует и обрабатывает данные от штатного бортового оборудования локомотива, станционных источников, внешних профильных ресурсов. Для обмена данными с локомотивом применяются радиоканалы сети GSM и спутниковой связи, что обеспечивает стабильную передачу даже в отдаленной местности.
Пробный проезд локомотива по готовым путям ТЖД
Состоялся пробный проезд локомотива по готовым путям Тихоокеанской железной дороги, которую строит компания ЭЛСИ. Тепловоз проехал 78 километров от Эльгинского угольного месторождения в Якутии и пересёк два железнодорожных моста — через реки Мулам и Идюм. Еще один мост почти готов: завершаются работы по укладке ж/д пути. Строится четвертый.
Тепловоз совершил пробный проезд по третьему мосту ТЖД
На этих кадрах — пробный проезд тепловоза по третьему мосту Тихоокеанской железной дороги, через реку Дёсс. Поезд прошел 83 километра от Эльгинского угольного месторождения. Уже готовы три моста — через реки Мулам, Идюм и Дёсс. Строится четвертый. Мосты возводят в условиях вечной мерзлоты, работы не останавливаются даже зимой.
Рубеж в 200 км пройден
200 километров Тихоокеанской железной дороги построено к августу 2023 года. Строительство ведут с двух сторон — от Эльгинского угольного месторождения в Якутии, там готово 140 километров путей, и с мыса Манорский в Хабаровском крае, там уложено 60 километров. После ввода в эксплуатацию в 2026 году ТЖД увеличит возможности по экспорту на фоне предельной загрузки Байкало-Амурской магистрали. Частная ж/д ветка позволит ЭЛСИ поставлять дополнительно до 30 миллионов тонн угля в страны Азиатского-Тихоокеанского региона.
На строительстве ТЖД внедряются технологии «Индустрии 4.0»
Программный модуль оповещения об инцидентах на ТЖД запущен в рамках развития функционала автоматизированной системы управления (АСУ) «Эльга-Транс». Это решение позволит повысить безопасность движения, а также эффективность использования парка локомотивов при строительстве.
Новый модуль обеспечивает обмен сообщениями между машинистом и диспетчером по каналу спутниковой̆ радиосвязи. Такое решение особенно актуально на новых участках ТЖД, где полностью отсутствует покрытие сигналом GSM и недоступна поездная радиосвязь.
В качестве интерфейса связи на борту локомотива используется монитор системы информирования машиниста (СИМ), на рабочем месте диспетчера — интерфейс АСУ «Эльга-Транс».
В случае нештатной̆ ситуации машинист в специальном разделе СИМ выбирает одно из готовых сообщений или вводит произвольный̆ текст. После отправки он получает уведомление о доставке сообщения.
Текст переданного сообщения появляется в интерфейсе системы АСУ «Эльга-Транс» и дублируются в специальный чат-бот в мессенджере «Телеграм». Сообщение, кроме описания инцидента, содержит данные о номере локомотива, его текущем положении и времени отправки. Диспетчер может выбрать вариант готового ответа или, в зависимости от ситуации, записать произвольный ответ.
Каждое пересланное сообщение сохраняется в базе системы и может быть использовано при разборе обстоятельств происшествия.
Система автоматизации процессов мониторинга, управления и организации перевозок на железной дороге разработана ЭЛСИ совместно с НПО СВЛ. Она полноценно работает на железной дороге Эльга-Улак, некоторые элементы поэтапно внедряются на ТЖД по мере ее строительства. Для обмена данными с локомотивом применяются радиоканалы сети GSM и спутниковой связи. Это обеспечивает стабильную передачу даже в отдаленной местности. Аналогов такой системы по средствам спутниковой связи в РФ не существует.
На ТЖД вводят автоматизированное управление перевозками
220 стрелочных переводов, 18 разъездов и 580 светофоров — таков масштаб внедрения современных автоматизированных устройств на разъездах и станциях ТЖД. Автоматизированное управление ускорит транспортировку грузов и повысит безопасность на железной дороге. Благодаря специальным модулям управления и цифровым каналам связи светофоры, стрелки и разъезды будут получать оперативную централизованную информацию, снизится влияние человеческого фактора. Посмотреть на масштабную систему в действии можно будет в 2026 году, когда строительство ТЖД завершится. Уже готово больше трети путей, автоматизированный устройства устанавливаются по ходу строительства. Уже смонтированы 33 стрелочных перевода.
Провозная способность ТЖД вырастет с 30 до 50 млн тонн в год
Провозная способность Тихоокеанской железной дороги и перевалочная мощность порта «Эльга» вырастут с 30 до 50 млн тонн в год.
Акционеры компании ООО «УК «ЭЛСИ» приняли решение о продаже предприятий сибирского дивизиона инвестору ООО «Башкирский промышленный холдинг», чтобы сосредоточить все ресурсы на развитии Эльгинского угольного комплекса.
Такая реструктуризация позволит компании сконцентрироваться на развитии ЭУК, и, в частности, собственных логистических мощностей. Добыча и переработка угля на месторождении достигнет 50 млн тонн в год. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги, которая связывает Эльгинское угольное месторождение с портом «Эльга», увеличится с 30 до 50 млн тонн угля в год, и перевалочные мощности собственного порта «Эльга» в Охотском море в районе мыса Манорский Хабаровского края вырастут также с 30 до 50 млн тонн в год.
На ТЖД построен четвертый мост
На Тихоокеанской железной дороге построен четвертый мост — через реку Малый Тыркан в Хабаровском крае. Его длина — 150 метров. В ближайшее время рабочие приступят к укладке на мосту рельсошпальной решетки. На трех других мостах — через реки Мулам, Идюм и Дёсс — пути уже готовы. Возводить мосты в суровых климатических условиях — непростая задача, но строительство не останавливается даже зимой. Уже уложено 265 километров ТЖД.
На Эльгинском угольном комплексе открылся аэропорт
Собственный аэропорт начал работу на Эльгинском угольном комплексе. Аэропорт «Эльга» — это взлетно-посадочная полоса длиной более 2 км, перрон для воздушных судов, метеоплощадка, светосигнальное оборудование и ряд дополнительных сооружений. Уже запущено регулярное авиасообщение с Якутском и Нерюнгри. Это позволяет сильно сократить время доставки сотрудников на вахту. В начале декабря аэропорт также принял первые грузовые рейсы — они важны для обеспечения работы месторождения.
Собственный аэропорт — часть масштабного транспортно-логистического кластера, который создает «Эльга».
Итоги 2023 года на ТЖД
Строительство ТЖД продолжается стремительными темпами. По уложенным путям идет поставка материалов. Это экономит время и повышает скорость выполнения работ. Построены четыре моста: через реки Мулам, Идюм, Дёсс и Малый Тыркан. На трех мостах пути уже готовы, на четвертом идет укладка рельсошпальной решетки. Поэтапно внедряется система автоматизации процессов мониторинга, управления и организации перевозок — АСУ «Эльга-Транс». При ее использовании поездная обстановка отображается на интерактивной карте в режиме реального времени, а диспетчер получает информацию по десяткам параметров онлайн. Это позволяет снизить влияние человеческого фактора и повысить безопасность на дороге. Уже запущен программный модуль оповещения об инцидентах. ТЖД станет самой длинной частной железной дорогой страны и позволит компании «Эльга» поставлять до 30 млн тонн угля в год в страны АТР с последующим увеличением до 50 млн тонн.
Через реку Малый Джелон возводят совмещенный мост протяженностью 160 м
Продолжается работа по возведению моста через реку Малый Джелон. Он входит в проект строительства порта «Эльга» и расположен на дороге, соединяющей железнодорожный выгрузочный парк — место, где уголь выгружается из вагонов, пришедших с месторождения — и морской грузовой фронт, где осуществляется погрузка угля в морские суда.
Мост через Малый Джелон — совмещенный. Основное пролетное строение предназначено для проезда автомобилей, технологическое — для пропуска ленточного конвейера. В январе 2024 года строители смонтировали центральную часть автодорожного пролетного строения. Общая протяженность моста составит 160 м, высота — 30 метров.
Возводить мосты в сложных климатических условиях непростая задача, но строительство не останавливается даже суровой зимой. Так, на Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), которая соединит Эльгинское угольное месторождение и порт «Эльга», уже построены четыре моста — через реки Малый Тыркан, Мулам, Идюм и Дёсс. Начато строительство еще одного моста, через реку Киран. Всего на ТЖД будет возведено шесть мостов.
Порт «Эльга» и Тихоокеанская железная дорога входят в транспортно-логистический кластер компании «Эльга». Провозная способность ТЖД и перевалочные мощности порта составят 50 млн тонн угля в год.
Пробные проезды по готовым путям ТЖД
Со стороны Эльгинского месторождения тепловоз прошел 85 километров по готовым путям на участке 140-225 км. Он двигался в составе с пятью вагонами-хопперами.
В Хабаровском крае, со стороны мыса Манорский, где в будущем расположится морской угольный терминал, пройдено 65 километров на участке 60-125 км. Пробный проезд совершил тепловоз ТЭМ2 с вагонами.
Строительство ТЖД набирает обороты. Уже готово 350 км пути: 225 км — со стороны Эльги, 125 — со стороны побережья Охотского моря.
На ТЖД построен пятый мост
На ТЖД построен новый мост — через реку Киран в Хабаровском крае. Его длина — около 150 м, высота — более 8 м. На этих кадрах — первый проезд поезда по мосту. Возводить такие инженерные сооружения в суровых климатических условиях — сложная задача. Однако на ТЖД уже готовы пять мостов — через реки Мулам, Идюм, Дёсс, Малый Тыркан и Киран. Последний, шестой мост через реку Джана возведут к лету. После завершения строительства ТЖД станет самой длинной частной железной дорогой страны и позволит угледобывающей компании «Эльга» поставлять до 50 млн тонн угля в год в страны АТР.
450 км Тихоокеанской железной дороги уложено
По готовым участкам Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) совершены пробные проезды. Со стороны Эльгинского угольного месторождения тестовый состав прошел участок с 225 по 275 км. Со стороны мыса Манорский в Хабаровском крае пройден участок со 125 по 175 км. Таким образом, Тихоокеанская железная дорога построена на 85%, осталось уложить 80 км пути.
ТЖД соединит Эльгинское угольное месторождение в Республике Саха (Якутия) с морским угольным терминалом «Порт Эльга» в Хабаровском крае. Ее протяженность составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. Провозная способность ТЖД и перевалочные мощности порта составят 50 млн т в год. Первый тестовый состав от месторождения до акватории морского терминала пройдет в конце 2024 года.
Соединение установлено!
Открыто автомобильное сообщение между Эльгинским месторождением и портом «Эльга»
Технологическая автодорога протяженностью 515 км соединила два знаковых объекта — Эльгинское угольное месторождение в Якутии и морской терминал «Порт Эльга» в Хабаровском крае. Сбойка дороги, которая строилась с двух направлений, произошла в районе Станового хребта на высоте 1400 м над уровнем моря.
Это важный этап в реализации масштабного проекта — строительства Тихоокеанской железной дороги. Продолжаем движение!
112 км ТЖД построено к апрелю 2023
Более 550 единиц спецтехники задействовано
4000 работников заняты в строительстве ТЖД
436 км частной ж/д ветки построено на Дальнем Востоке
30 млн тонн угля в год составит пропускная способность ТЖД
50 000 тонн рельсов, шпал, рельсовых скреплений и крепежных элементов закуплено для ТЖД
31 км составляет проектная длина водопропускных труб на ТЖД
200 км ТЖД построено к августу 2023
> 1 млн шпал будет использовано при строительстве ТЖД
> 220 автоматизированных стрелочных переводов будут уложены на ТЖД
> 1,5 млн м³ щебня будет уложено при балластировке путей ТЖД
До 50 млн тонн угля в год увеличится провозная способность ТЖД
Эльгинское угольное месторождение — крупнейшее в России. Уголь оттуда высоко ценят металлурги со всего мира. Компания ЭЛСИ, которая управляет месторождением, ежегодно поставляет на экспорт десятки миллионов тонн угля. Но как устроена работа на таком огромном объекте? И как с его управлением справляется женщина?
Василий Артемихин: «Все время хочется коснуться края Земли»
Крупнейшее угольное месторождение в России находится в Якутии, в районе посёлка Эльга. Зимой температура там опускается до −60℃. Снег лежит почти 9 месяцев. Зато уголь из Эльги ценится металлургами во всем мире. И компания ЭЛСИ, которая управляет месторождением, за пару лет в разы увеличила добычу в разы. Но как работается рядовым сотрудникам в непростых условиях? О своей работе рассказывает водитель БелАЗа компании «ЭЛСИ Майнинг Восток» Василий Артемихин.
Ольга Балахонова: «Эльгинский уголь можно назвать премиальным»
На Эльгинском угольном месторождении добывают десятки миллионов тонн угля ежегодно. Это крупнейшее месторождение коксующегося угля и в Якутии, и во всей России. Сырье оттуда востребовано во всем мире, особенно у металлургов. Но почему именно этот уголь ценится в самых разных странах? Как определить, какой уголь подойдет металлургам? И почему в такой работе все решают кадры? На эти вопросы отвечает Ольга Балахонова, заведующая углехимической лабораторией Эльгинского угольного разреза.
Иван Жгут: «Будет грандиозно, когда две стороны встретятся»
Тихоокеанская железная дорога — самая масштабная частная стройка в стране. Ветка протянется от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до мыса Манорский в Хабаровском крае на 626 км (длина с учетом всех станций и разъездов). Ее в сложнейших условиях вечной мерзлоты возводит добывающая компания ЭЛСИ. Цель — к 2026 году получить возможность поставлять по ТЖД до 30 млн т угля в год в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но какие люди ведут эту амбициозную стройку? С какими проблемами сталкиваются? Рассказывает начальник участка искусственных сооружений компании «Эльгастрой» Иван Жгут.