совместный проект
на главную

Соединяя 
берега вечной мерзлоты: как возводят мосты на ТЖД

Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) свяжет Эльгинское угольное месторождение в Якутии и строящийся порт на берегу Охотского моря в Хабаровском крае. Это невероятный по масштабу и сложности исполнения проект компании «Эльга». Более 600 километров дороги будут проложены вдали от цивилизации, по местности с крайне сложным гористым рельефом и жесточайшим климатом. Зимой температура воздуха может достигать −55º C. А в более теплый период сильные осадки вместе с таянием снега часто размывают дороги и в считанные минуты превращают мелкие ручьи в полноводные реки.

Шесть плюс один

Последний фактор особенно чувствителен для строительства, поэтому возведение мостов — одна из важнейших составляющих проекта. Всего на ТЖД будет шесть железнодорожных мостов: через дальневосточные реки Мулам, Идюм, Дёсс, Малый Тыркан, Киран и Джана. Пять из них уже готовы, последний мост будет достроен к лету.
Всего на ТЖД будет шесть железнодорожных мостов
Есть еще седьмой мост — через реку Малый Джелон. Он входит в проект строительства порта «Эльга» и расположен на дороге, которая соединяет выгрузочный парк и морской грузовой фронт. Первое — это место, где прибывший с месторождения уголь выгружают из вагонов, второе — часть портового терминала, где происходит погрузка угля в морские суда. Мост через Малый Джелон совмещенного типа: основное пролетное строение предназначено для проезда автомобилей, технологическое — для пропуска ленточного конвейера.

Надежность и простота

Железную дорогу прокладывают как можно ближе к естественному рельефу. Это обусловлено разными факторами, в том числе экономическими — для оптимизации затрат на строительно-монтажные работы. Процесс строительства не останавливается даже в самые холодные зимние месяцы. Высокий уровень профессионализма рабочих и подготовленная к таким условиям техника это позволяют.
В связи с тем, что масштабы проекта глобальные, условия строительства и логистика сложные, а сроки сжатые, у строителей нет времени на эксперименты. При возведении мостов используются стандартные технологии, проверенные временем.
Конструктивные части мостов ТЖД должны быть не только супернадежными, но и простыми в изготовлении, доставке и монтаже
Опоры мостов выполнены из монолитного железобетона, их высота зависит от рельефа местности. Бетонные работы ведутся «на месте». Бетонно-растворный узел передвижной, располагается вблизи строительной площадки и перемещается по ходу строительства Тихоокеанской железной дороги.
При строительстве мостов на ТЖД используются типовые пролеты единой длины, не более 30 м. Такие пролеты не требуют специальной техники для перевозки. Их можно доставить до места назначения железнодорожными платформами, а затем — длинномерами (машинами с прицепом-платформой) по автодороге. Количество пролетов зависит от общей длины моста, который нужно построить. Где-то их два, как, например, на мосту через реку Джана, где-то больше — от трех до пяти.

От фундамента до запуска
поезда

От фундамента до запуска поезда

Процесс возведения моста можно поделить на стандартные этапы. Начинается все с устройства фундамента — на ТЖД он свайного типа.
Сваи опираются на скальный грунт, что обеспечивает устойчивость моста
После того, как готов фундамент, строители возводят на него опоры — береговые и промежуточные. Это, по сути, продолжения фундамента, которые держат на себе основные несущие части моста — металлические пролетные строения — их будут устанавливать на следующем этапе с помощью кранов высокой грузоподъемности.
Далее идет работа по сооружению верхнего строения пути: на пролетные строения укладывают мостобрус (шпалы) и рельсы. Затем формируются подходы к мосту и, уже в последнюю очередь, мосты обустраивают лестничными сходами, ограждениями и другими вспомогательными конструкциями. Теперь мост готов, и водная преграда на пути следования поезда преодолена.
Узнать больше
Читайте также:
Угольный путь на восток: ЭЛСИ строит железную дорогу к Тихому океану
Читать статью
Тихоокеанская стройка века: как прокладывают железную дорогу в экстремальных климатических условиях
Читать статью
Работа для сильных духом: кто строит Тихоокеанскую железную дорогу
Читать статью